Может ли ушиб быть без синяка

Переподготовка и повышение квалификации. Когда они нужны логопеду?

Год от года растет количество детей с речевыми трудностями. Причем проблемы становятся комплексными и все хуже поддаются коррекции. Родители нередко обращаются к специалисту, чтобы помочь ребенку избежать проблем в общении и учебе. Да и взрослые вынуждены приходить к логопеду, когда возникает необходимость улучшить дикцию или после травмы, повлекшей нарушения речи. Так что логопеды сейчас – это весьма востребованные специалисты. В чем специфика этой профессии, какое образование для нее необходимо, где можно переучиться на логопеда и как часто необходимо повышать квалификацию? Давайте разбираться.

Чем занимается логопед?

Согласно приказу Минздрава РФ, логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и психических функций, составляет индивидуальные программы реабилитации, консультируясь при этом с врачами, дает рекомендации родственникам своих пациентов, участвует в ведении медицинской документации. Кроме того, специалист имеет право принимать участие в тематических конференциях, совещаниях врачей и педагогов.

Как правило, на одного пациента логопед тратит от 5 месяцев до 1 года (в запущенных случаях дольше).

Какое образование необходимо иметь для работы логопедом?

Какое образование у логопеда котируется на рынке труда? Ответ однозначен: педагогическое. Логопед на базе педагогического образования имеет право работать как с детьми, так и со взрослыми.

Среднее образование по направлению «Логопедия» в России не дают, так что колледжи и училища, куда идут уже после девятого класса, отпадают.

Можно получить образование в вузе (на соответствующей кафедре факультета дефектологии или специальной педагогики) очно, либо заочно. Это займет от двух до четырех лет.

Другой способ – переподготовка. Она быстрее и дешевле, чем обучение в вузе (в зависимости от учебного центра – в среднем до 1 300 часов), но также подойдет только тем, у кого уже есть высшее педагогическое образование.

Где и как пройти курсы логопеда?

Программы профессиональной переподготовки для логопедов доступны на базе вузов и в частных учебных центрах. Обучение ведется как очно, так и заочно по предоставленным после оплаты курса учебным материалам. По итогам курсов проходит аттестация. На курсах логопеды в основном изучают медицинские основы дефектологии, педагогические и психологические нюансы логопедии, методы работы с речевыми дефектами.

Стоимость курса зависит от учреждения и количества учебных часов. В большинстве заведений предлагают переучиться на логопеда за 340 – 620 часов. Разброс цен огромный, но в основном – от 15 до 35 тысяч рублей.

Выдержав аттестацию, вы получите диплом, либо удостоверение установленного образца. Если вы прошли переподготовку в учебном заведении другого города, документ отправят заказным письмом по почте.

А как насчет медицинского образования?

Многие отмечают, что дисциплина «Логопедия» находится на стыке педагогики и медицины. Мы уже упомянули о том, что для работы логопедом достаточно педагогического образования. К тому же на первых курсах дефектологических факультетов довольно подробно изучают аспекты, связанные с медициной. Будущие логопеды знакомятся с детской невропатологией, получают все необходимые знания о работе мозга и речевого аппарата, центральной и периферической нервных систем.

При этом многие логопеды, имеющие помимо педагогического образования медицинское, отмечают, что глубокие познания в медицине им очень помогли. И наоборот, те, кто получил недостаточно глубокие медицинские знания в рамках педагогического курса, указывают на то, что периодически вынуждены заниматься самообразованием. Так что работа логопедом на базе медицинского образования совсем не лишена смысла.

Кстати, до 1960-х годов логопедия в России квалифицировалась как область медицины, а в некоторых странах и сейчас остается направлением работы исключительно людей с «медицинским» дипломом.

Где работают логопеды?

Традиционные места работы логопедов:

центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

частные логопедические кабинеты.

Логопеда в сфере образования принято называть учителем-логопедом, в медицине – просто логопедом. График работы определяет организация, где трудится специалист. Обычная ставка учителя-логопеда – 20 часов в неделю. На свободный график работы могут рассчитывать только те, кто ведет частную практику. В основном такие логопеды принимают пациентов на дому.

От того, где вы собираетесь работать, напрямую зависит способ освоения профессии. Работать в учебном учреждении можно после получения диплома о переподготовке. Логопед в школе, как и логопед в детском саду, имеет дело в основном со здоровыми ребятами, которые неправильно выговаривают отдельные звуки – им требуется не лечение, а лишь коррекция произношения.

А вот логопед в медицинском учреждении, работающий с отстающими в психическом развитии детьми и людьми, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму, обязан иметь соответствующий сертификат врача.

Как получить сертификат логопеда?

Сертификат, подтверждающий право работать логопедом, можно получить в институте или учебном центре. Во многих случаях достаточно выдержать дистанционное тестирование.

Сертификация проходит отдельно по видам речевых нарушений, среди которых заикание, дизартрия (нарушение произношения, возникающее при органическом поражении центральной нервной системы), афазия (речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов либо их невербальных эквивалентов), общее недоразвитие речи, нарушения голоса и другие.

Сертификаты бывают трех уровней:

первый уровень подразумевает овладение базовыми знаниями;

третий – полное владение профессиональными знаниями и навыками.

Для начала работы достаточно получить сертификат первого уровня. Впоследствии сертификацию логопеда придется проходить раз в пять лет.

Специалист первого уровня владеет:

    общепедагогическими и теоретическими знаниями;

навыками профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений.

Обладатель сертификата второго уровня помимо этого:

обладает глубокими знаниями в области возрастной и специальной психологии и дефектологии;

имеет опыт работы по специальности;

регулярно повышает квалификацию.

Наконец, наличие сертификата третьего уровня означает, что логопед:

владеет классическими и современными методами диагностики и коррекции;

знает теорию дефектологии, медицины, логопедии, общей, возрастной и специальной психологии;

обладает хорошим опытом работы с различными речевыми нарушениями в разных учебных/лечебных заведениях;

участвует в научно-практических конференциях и семинарах, изучает научную литературу.

Ассоциация логопедов поясняет: сертификация нужна для установления единых объективных требований к логопедам (в особенности к дефектологам) и избавления от так называемого кадрового балласта. Сертификация помогает определить, кто может заниматься логопедической деятельностью, а кому необходимо дополнительное обучение.

Вопросы для тестов составляют дефектологи, логопеды, вузовские ученые, сотрудники медицинских учреждений.

Сертификация платная – от 5 тыс. рублей по одному направлению.

В чем отличия детского логопеда от афазиолога и дефектолога?

Этих специалистов часто путают, ведь они так или иначе работают с постановкой речи. Кроме того, все они в той или иной степени имеют дело с психологией.

Приведем сравнительную таблицу:

Логопед в школе или детсаду

Общее: работают с людьми, имеющими логопедические отклонения.
Различия: задача логопеда – профилактическая и коррекционная помощь, психолога – снятие тревожности, моральная поддержка.

Общее: специализируются на проблемах речи.
Различия: логопед-афазиолог занимается устранением приобретенных вследствие болезней (инсульта, опухолей) речевых нарушений. Другие логопеды работают, как правило, над врожденными дефектами.

Общее: и те, и другие специалисты изучают специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию), занимаются коррекцией звукопроизношения.

Различия: логопед широкого профиля работает со всеми желающими, дефектолог – с детьми, имеющими физические и психические нарушения развития. Соответственно, логопед учит умению говорить и общаться, а дефектолог – в большей степени содержанию общения, адаптации к окружающей среде.

И детскому логопеду, и афазиологу, и дефектологу необходимо иметь высшее педагогическое образование. В медучреждениях, как правило, на работу принимают дефектологов.

Когда логопеды должны повышать квалификацию?

Законодательство предусматривает обязательное направление логопедов на повышение квалификации каждые три года (не менее 144 часов). Повышение квалификации можно пройти как от организации, так и самостоятельно. Особой популярностью у специалистов пользуется дистанционная учеба, позволяющая сотруднику не отрываться от работы и выбирать любое учебное учреждение, не ограничиваясь своим городом. Правда, перед началом учебы у вас потребуют паспорт и документ, подтверждающий получение высшего образования – ксерокопии придется отправить по электронной или обычной почте.

Некоторые считают, что постоянно повышать квалификацию важно в первую очередь логопедам, трудящимся в медучреждениях, а на то, как давно обучение проходил учитель-логопед, работодатели почти не смотрят. Однако на логопедических форумах можно встретить жалобы вроде: «Работаю в садике 30 лет – и вдруг заставили идти на повышение квалификации логопедов». В любом случае, работать над своей квалификацией полезно в любом возрасте и с любым стажем работы. Тем более, повышение квалификации намного дешевле, чем обучение на логопеда – стоимость начинается от 4 тысяч рублей.

А можно ли все-таки обойтись без сертификата и повышения квалификации?

Теоретически да, если вы работаете с частными клиентами как логопед-репетитор. Вы можете оформить ИП или встать на учет в ФНС (так как репетиторство – это по сути самозанятость). Но если вы планируете проводить коррекцию речи «особенных» детей, то есть работать с заиканием, общим недоразвитием речи и другими серьезными нарушениями, получить сертификат все же нужно – как и повышать квалификацию. И дело не только в престиже: недостаточно квалифицированный специалист может не только не помочь, но и навредить пациенту.

Источник статьи: http://kedu.ru/press-center/articles/perepodgotovka-i-povyshenie-kvalifikatsii-logopedov/

«Моя будущая профессия – педагог-дефектолог»

Условная классификация

Согласно классификации, дефектолог — это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

  1. Логопед — изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
  2. Сурдопедагог и тифлопедагог — работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
  3. Амблиолог — работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
  4. Олигофренопедагог и ортопедагог — занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.

Статья:

Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог. У моего ребенка нет никаких дефектов. Он у нас нормальный. » многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!
Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

ЧЕМ ЖЕ ЗАНИМАЮСЬ КОНКРЕТНО Я? СОДЕРЖАНИЕ МОЕЙ РАБОТЫ СОДЕРЖИТСЯ В ЗАДАЧАХ.

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:


1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РАСКРАСКИ

На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.

С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др. После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.

Специфика деятельности

Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.

Рекомендации дефектолога

Рекомендации дефектолога родителям выглядят следующим образом:

  1. Постоянно разговаривайте с детьми.
    Обсуждайте каждое действие и помогайте малышу говорить о том, что он видит, какие люди его окружают, чем они занимаются в данное время.
  2. Общайтесь с ребенком спокойно.
    Проговаривайте фразы с интонацией и старайтесь всегда произносить предложения на 1-2 слова длиннее, чем малыш.
  3. Задавайте прямые вопросы и выдерживайте паузу, позволяя ребенку обдумать ответ и произнести его.
    Если кроха затрудняется ответить, задавайте вопрос с союзом «или». Например: «Девочка бежит или идет?». Так ребенку будет проще выбрать ответ.
  4. Слушайте звуки вместе с ребенком.
    Проговаривайте что вы слышите: лай собаки, шум листьев, дождя, ветра. А после задайте вопрос: «Что слышишь ты?».
  5. Развивайте вместе память и внимание.
    Расскажите ребенку небольшую историю, а после попросите пересказать услышанный рассказ.
  6. Всегда проводите занятия в спокойной обстановке и игровой форме.
    Это позволит малышу расслабиться, развить память и сосредоточить внимание.

Основные обязанности

Дефектолог в школе выполняет определенные функции:

  • осматривает пациентов, оценивает их состояние, уровень развития;
  • работает с медицинскими картами пациентов;
  • выбирает определенные методические материалы, составляет индивидуальные программы, учитывая особенности детей;
  • проводит работу, направленную на коррекцию недостатков в поведении и развитии воспитанников;
  • занимается регулярными обследованиями, корректировкой индивидуальной программы по полученным результатам обследования;
  • ведет работу с родителями детей, педагогами.

Такой сотрудник изучает увлечения, склонности детей, помогает им выбирать профессию, адаптироваться в обществе.

Дефектолог для детей постоянно в своей работе применяет современные методики, занимается научной деятельностью.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

  1. организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  2. обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
  3. проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
  4. консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
  5. ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Преимущества и недостатки профессии

Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

  1. Дефектолог — это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
  2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
  3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.
  • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
  • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
  • Дефектолог — это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
  • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

Личностные качества

Для того чтобы рекомендации дефектолога были услышаны и выполнены, он должен обладать определенными качествами:

  • терпением;
  • любовью к подрастающему поколению;
  • ответственностью;
  • строгостью;
  • уравновешенностью;
  • терпением;
  • объективностью;
  • лидерскими качествами;
  • внимательностью;
  • креативностью.

Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

  • в школах-интернатах;
  • детских центрах;
  • в санаториях;
  • в специализированных школьных учреждениях;
  • в медицинских центрах.

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.

Дефектолог: где может работать

Основное место работы дефектолога — специализированное школьное учреждение. Также такие профессионалы нужны в медицинских и детских центрах, школах-интернатах, профильных санаториях. Все чаще экспертов в области дефектологии приглашают работать в частные детские сады и школы.

Все чаще дефектологи склоняются к ведению частной практики. Достаточно открыть кабинет для приема посетителей, чтобы начать работу по профилю. Трудности в этом случае связаны только с поиском клиентов. Правда, благодаря развитию социальных сетей, сегодня любой может запустить рекламу своих услуг с минимальными вложениями.

Источник статьи: http://pobeda-nvr.ru/raznoe/gde-mozhet-rabotat-defektolog-2.html

Дефектолог — это кто? В чем заключается работа педагога-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные способности детей.
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

Источник статьи: http://fb.ru/article/181518/defektolog—eto-kto-v-chem-zaklyuchaetsya-rabota-pedagoga-defektologa-zachem-rebenku-zanyatiya-s-defektologom

bezinsulina